Основные виды автомобильных масел и их применение
В процессе работы мотора автомобиля в нем постоянно двигаются детали, прямое соприкосновение между которыми не допускается. Создать необходимый барьер и избежать заклинивания позволяет моторное масло, которое также защищает металл от коррозии и равномерно распределяет выделяемое тепло.
Сегодня на рынке представлено огромное количество масел от разных производителей. Все продукты обозначаются специальными кодами и аббревиатурами, разобраться с которыми неискушенному автомобилисту будет очень непросто. Ниже попробуем понять, как именно классифицируются составы и на что стоит обращать внимание при выборе.
Разновидности моторных масел
Чтобы упростить процесс подбора масла под конкретный двигатель, производители используют специальную систему стандартов и классификацию по ключевым характеристикам.
В зависимости от используемой основы смазочные составы бывают трех типов:
- Синтетические. Созданы на базе химически синтезированных веществ. Характеризуются универсальностью, а также полной совместимостью с многочисленными присадками. Зачастую имеют защитные свойства, а также способствуют очищению мотора в процессе работы. Сохраняют свою структуру в широком диапазоне температур.
- Минеральные. В качестве основы тут используются специальные минеральные вещества, созданные в рамках переработки нефтепродуктов. По своим рабочим характеристикам такие масла чаще всего проигрывают синтетическим аналогам. К тому же при высоких температурах могут возникать разного рода отклонения от изначальных параметров. Минеральные смеси относительно дешевы, но нередко густеют при пониженных температурах и могут становиться причиной образования нагара на внутренних элементах мотора.
- Полусинтетические. Своеобразный компромисс между минеральным и синтетическим маслом. В основе тут также лежит некая минеральная смесь, свойства которой существенно улучшаются при помощи многочисленных присадок. В результате удается получить характеристики, практически аналогичные синтетическим. При этом стоимость полусинтетических смесей обычно ниже.
Также все моторные масла делят на группы в зависимости от типа используемого двигателя (бензиновые, дизельные, турбированные), вязкости и рабочей температуре.
Классификация по климатической вязкости
Разделение моторных масел по климатической вязкости обычно осуществляется в соответствии с принятыми стандартами ГОСТ. Причем описанные правила справедливы не только для автомобильных смесей, но также для смазочных составов для самой разной техники (комбайны, бензопилы, триммеры и т.д.).
В зависимости от возможностей по сохранению нужной вязкости в конкретных климатических условиях масла делят на три категории:
- Летние. Составы, рассчитанные на использование исключительно при положительной температуре воздуха. Если попытаться использовать такое масло в зимний период при минусовой температуре, мотор может завестись не с первого раза или не запуститься вовсе. На морозе такие смеси сильно густеют, что негативно сказывается на их смазывающих свойствах. И даже если при низких температурах запустить двигатель удастся, он будет работать в сложных условиях с повышенной вероятностью преждевременного износа или поломки.
- Зимние. Жидкие смазывающие составы, которые практически не густеют при низких температурах и хорошо подходят для использования в зимний период. Однако при слишком высоких температурах такие смеси могут стать чрезмерно жидкими и перестать нормально смазывать комплектующие силового агрегата. Защитная масляная пленка попросту не сможет держаться на металлических поверхностях. Как итог – мотор начнет работать нестабильно, а также повысится вероятность заклинивания или поломки деталей.
- Всесезонные. Универсальные автомобильные смеси, пользующиеся особой популярностью среди покупателей. Обладают оптимальными характеристиками для безопасной эксплуатации транспортных средств независимо от сезона. Составы подстраиваются под условия окружающей среды, обеспечивая качественную смазку деталей мотора как при жаре, так и на морозе. Лучший вариант для средней полосы, в которой отсутствуют слишком высокие и слишком низкие температуры.
Маркировка составов по российскому стандарту ГОСТ осуществляется специальным кодом из букв и цифр. В начале идет буква М, указывающая на то, что данный продукт относится к категории моторных масел. После нее следуют цифры, определяющие климатическую вязкость состава. При наличии присадок, влияющих на показатели вязкости, рядом с первой цифрой ставится буква «з».
Классификация по API
API – особая классификация на основе исследований американского института нефти. Предполагается разделение составов на группы с учетом конкретных характеристик и возможности использования в отдельных разновидностях двигателей.
Уделяется большое внимание составу смазывающей смеси, на основе которого и делается вывод о целесообразности применения с моторами под определенный вид топлива. Определяется классификация перечнем присадок, добавляемых для повышения рабочих характеристик.
При обозначении масла указывается аббревиатура API, после которой расположена буква:
- S – Service, предполагающее применение на бензиновых силовых агрегатах;
- C – Commercial, рассчитанное на работу в дизельных моторах.
Также обозначение включает в себя дополнительную букву, указывающую на годы выпуска двигателя. Таким образом, предлагаемые масла создаются с расчетом на использование с моторами, выпущенные в определенном диапазоне лет.
В маслах для дизельных моторов дополнительно указывается тип агрегата цифрами 2 (двухтактный) и 4 (четырехтактный).
Порой производители выпускают универсальные моторные масла, которые допустимо использовать как на бензиновых, так и на дизельных моторах. В этом случае применяют двойную маркировку (например, SF/CC).
Классификация SAE
Базовая классификация моторных масел на мировом рынке предполагает использование системы SAE, ключевой характеристикой в которой является вязкость состава. Именно на нее обращают внимание при подборе жидкости для использования в тех или иных температурных условиях.
В системе SAE вязкость определяется в условных единицах. Для летних масел применяют коды от 20 до 60, а для составов зимнего периода – от 0W до 25W.
Если вязкость превышает 60 условных единиц, состав относят к категории трансмиссионных масел и не используют в моторах.
При назначении кода вязкости оценивается прокачиваемость состава по системе при помощи насоса и подвижность стартеров при запуске мотора. При этом определяется эффективность смазывания всех деталей силового агрегата при определенных условиях.
Всесезонные масла обозначаются комбинированным кодом, включающим в себя цифру, латинскую букву и еще одну цифру. К примеру, состав с кодом 10W-40 относится к всесезонным. «10» — индекс, указывающий на минимальную температуру безопасной работы, а «40» — индекс предельного показателя температуры. При этом важно учитывать, что индекс не равен температуре по Цельсию, а расшифровывается отдельно при помощи соответствующих таблиц.
Как выбрать моторное масло
При выборе рекомендуется внимательно рассматривать этикетку продукта, сразу же определяя вязкость и температурные показатели конкретного состава. Также важно изучить, подходит ли данная смесь под используемый автомобиль.
При подборе смазывающего состава не менее важно учитывать износ силового агрегата. Для новых моторов, которые отработали менее 25% от заявленного ресурса, подойдут масла по типу 5W30 (летом) или 10W30 (зимой) по классификации SAE.
При износе от 25% до 75% мотор куда менее требователен. Летом можно применять 5W40, а зимой – 15W40/5W30/10W30.
Если мотор отработал более 75% от своего ресурса, для него лучше выбирать смеси 15W40 /20W40 (лето) и 5W40 /SAE 10W40 (зима).
Лучшим вариантом будет выбор того масла, которое рекомендовано производителем транспортного средства в инструкции по эксплуатации. В этом случае можно быть уверенным в высоком качестве и полном соответствии всем требованиям. Однако далеко не всегда удается найти именно тот состав, который указывается производителем. Порой определенной смеси попросту нет на рынке или же цена на нее слишком завышена. В этом случае можно рассмотреть аналоги, имеющие схожие характеристики. Но желательно всегда выбирать составы от известных проверенных производителей, избегая малоизвестных брендов.
Даю свое Согласие на обработку персональных данных с целью информирования пользователя об услугах оператора. С Политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных оператором ознакомлен.